«Зарубинская база флота» оспорила в Арбитражном суде иностранный контроль над предприятием
Без квот и без предупреждения
В конце декабря 2018 года Росрыболовство неожиданно лишило приморскую компанию квот на вылов водных биологических ресурсов. При этом договоры заключались в том же году, сроком на 15 лет. Судебных решений на тот момент не было никаких, причин, которые были бы известны ЗБФ, – тоже.
Компания, которая является в Зарубино градообразующей, начала оспаривать решения ведомств в суде. С 2019 года в картотеке дел числится уже более двух десятков взаимных исков. Росрыболовство отказывалось закреплять за компанией доли квот на вылов из-за того, что ООО «Зарубинская база флота» якобы находится под контролем иностранного инвестора.
Управление ссылалось на заключение Федеральной антимонопольной службы от 24 января 2017-го, согласно которому выявлен факт нахождения ООО «Зарубинская база флота» под контролем Дмитрия Дремлюги – иностранного инвестора. В связи с этим управление не вправе заключать новые договоры с обществом.
Как писал РБК в феврале 2019 года, ООО «Атлантика», АО «ХК «Дальморепродукт», ООО «Тайфун», ООО «Краб ДВ» и ООО «Зарубинская база флота» были признаны Федеральной антимонопольной службой нарушителями закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства». Как считает ФАС, до получения права на добычу водных биоресурсов все эти компании находились под контролем гражданина Украины Дмитрия Дремлюги.
На основании заключений ФАС, направленных в Росрыболовство в конце 2018 года, территориальные управления ведомства уже аннулировали этим юрлицам разрешения на добычу. В свою очередь, центральный аппарат Росрыболовства начал расторгать договоры о закреплении долей квот за этими компаниями.
Под «дремлющим» контролем
Дмитрий Дремлюга получил российское гражданство указом Бориса Ельцина в 1999 году. Но его получение не означало, что он перестал быть гражданином Украины, установила ФАС. Из Приморья Дремлюга уехал в 2012 году, когда у правоохранительных органов появились вопросы по нескольким уголовным делам, в частности связанным с махинациями на крабовых аукционах. С декабря 2012 года он «постоянно проживает на территории иностранного государства и не является налоговым резидентом Российской Федерации», следует из материалов судебного разбирательства между ФАС и ПАО (сейчас АО) «ХК «Дальморепродукт». В письме ФСБ, которое упоминается в судебных материалах, сказано, что Дремлюга объявлен в международный розыск «за совершение экономических преступлений» на территории России.
В судебных решениях описывается схема, по которой Дремлюга «прямо и косвенно» контролировал российские рыбодобывающие компании. Например, в 2014–2016 годах бизнесмен с двойным гражданством владел 72,8% ОАО «ХК «Дальморепродукт» через сингапурский офшор DVS-R Pte. С мая 2016-го по февраль 2017 года эта доля принадлежала уже через цепочку компаний дочери Дмитрия Дремлюги — Алёне.
По закону «О защите конкуренции» Дмитрий и Алёна Дремлюга признаются одной группой лиц. Таким образом, ФАС заключила, что с 2014 по 2017 год Дремлюга имел контроль над «Дальморепродуктом». Похожие схемы были и в других компаниях.
Однако, согласно данным ИАС Seldon.Basis, Алёна Дремлюга вышла из состава учредителей «Зарубинской базы флота» в 2018 году. Сейчас у компании два учредителя — Татьяна Жукова и Александр Сукач. Тем не менее Росрыболовство продолжает считать базу флота подконтрольной семье Дремлюги и отказывает в выдаче разрешений на добычу водных биоресурсов.
Догадки без доказательств
В начале февраля в Арбитражный суд поступило четыре иска от ООО «Зарубинская база флота» к территориальному управлению Росрыболовства по Приморскому краю, где компания оспаривает отказ в выдаче разрешения на добычу минтая и трески. Два иска поданы по промышленному рыболовству, два – по прибрежному, в бухтах Троицы и Витязь. По двум искам «Зарубинской базы флота» к Росрыболовству есть решения: признать незаконным отказ Приморского территориального Управления Федерального агентства по рыболовству в заключении с ООО «Зарубинская база флота» договоров пользования водными биологическими ресурсами.
Из приведённых судом норм права следует, что уполномоченный орган отказывает в заключении договора только в случае нахождения заявителя под контролем иностранного инвестора. При этом значение имеет только то обстоятельство, находится ли заявитель под контролем иностранного инвестора именно в момент подачи заявления. Именно эта информация предоставляется заявителем непосредственно в заявлении о заключении договора пользования. В случае если на момент обращения с заявлением о заключении договоров пользования заявитель не находится под контролем иностранного инвестора, не имеет значения и не является основанием для отказа в заключении договора то обстоятельство, что ранее такой контроль осуществлялся.
Суды уже и раньше устанавливали, что заключение ФАС России утратило актуальность после произошедших в 2018 году изменений в составе участников ООО «Зарубинская база флота» и не должно применяться при рассмотрении вопроса о получении обществом «нового» права на вылов (добычу) водных биологических ресурсов. Эту же позицию поддержал и Верховный суд. Дальнейшие предположения антимонопольщиков, по мнению суда, являются догадками, не подкреплёнными доказательствами.
По решению суда в случае двух уже рассмотренных исков территориальное управление Росрыболовства обязали рассмотреть заявления ЗБФ, а отказ в заключении договоров признан незаконным.
VL.RU

Добавить комментарий