Комитет Совета Федерации поддержал инициативу ДВФУ по развитию образования в Приморье
Участие в заседании приняли сенаторы Российской Федерации во главе с председателем комитета по науке, образованию и культуре Лилией Гумеровой, представители федеральных органов исполнительной власти, правительства Приморского края, Дальневосточного федерального университета, Дальневосточного отделения Российской академии наук, Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ), реального сектора экономики и образовательных организаций.
В ходе обсуждения участники отметили, что в регионах ДФО особенно актуальны вопросы предотвращения оттока молодежи, повышения их заинтересованности в получении образования и дальнейшем трудоустройстве на малой родине. Молодые квалифицированные кадры пользуются большим спросом в связи с интенсивным развитием экономики, созданием новых предприятий в особых экономических зонах и повышением инвестиционной привлекательности федерального округа.
«Только в прошлом году резидентами свободного порта Владивосток стали более 80 компаний, которые инвестировали 249 млрд рублей в экономику Приморья, создали более 7,5 тысяч рабочих мест. Мы продолжаем поддерживать проекты, связанные с внедрением новых технологий, в том числе новаторские идеи, разработанные студентами. Так, очень хорошо зарекомендовал конкурс «Приморский старт», который мы в этом году будем проводить на площадке ДВФУ уже в четвертый раз», — отметил губернатор Приморского края Олег Кожемяко.
Реализовать потенциал дальневосточных регионов на полную должна комплексная программа развития образования, предложенная правительством Приморья совместно с ДВФУ. Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддержал данную инициативу, рекомендовал Правительству России проработать вопрос, чтобы пилотным субъектом на Дальнем Востоке, где будет реализована программа, стал Приморский край.
Предполагается, что внедрение новой системы обеспечит высокое качество образования на всех уровнях подготовки, комплексное развитие образовательных организаций и образовательной инфраструктуры, повышение престижа профессии учителя, обеспечение ранней профориентации граждан.
«Базовая задача – сделать Приморский край по‑настоящему современным, эффективно развивающимся, притягательным для молодежи. И здесь большую роль играют вопросы подготовки кадров. Расширение программы «Профессионалитет» — крайне важный шаг. Но этого недостаточно. Звучали предложения о разработке долгосрочной комплексной программы развития среднего профессионального образования. В ее реализации должны быть задействованы федеральный центр, регионы и бизнес. Знаем, что Приморский край готов выступить пилотной площадкой по реализации этой программы, и искренне поддерживаем такой подход», — подчеркнула председатель комитета по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
Вместе с тем, участники заседания отметили наличие у дальневосточных школьников высокого потенциала, который проявляется, например, при системной работе профильных и специализированных классов общеобразовательных школ и классов на базе ДВФУ. Ведущий университет макрорегиона провел большую работу по организации углубленного освоения программ основного общего образования в университетской школе и гимназии ДВФУ, предпринимает меры по выявлению одаренных детей и дальнейшему развитию их способностей.
«ДВФУ делает ставку на довузовскую подготовку, на работу со школьниками, на формирование интеллектуального капитала Приморского края и Дальнего Востока в целом. Ежегодно 10 тысяч учащихся школ проходят через программы университета. Мы проводим учебно-тренировочные сборы для подготовки ребят к олимпиадам, развиваем профильное образование в школах города Владивостока. У нас есть две собственные общеобразовательные школы, в них учатся более тысячи детей с 1 по 11 классы. Особое внимание уделяем подготовке учителей. Данную практику мы планируем распространять в Университетском квартале — проекте, который был поддержан комитетом на днях Дальнего Востока в Совете Федерации», — рассказал ректор ДВФУ Борис Коробец.
Не оставили без внимания и совместную инициативу ДВФУ с администрацией Владивостока, запущенную в 2022-2023 учебном году. Проект «Технологический класс» направлен на повышение качества школьного математического образования в столице ДФО. В нем участвуют 14 школ, 338 школьников, 19 преподавателей ДВФУ, 28 учителей по математике и физике.
Кроме того, университет реализует комплекс мероприятий по выявлению одаренных детей и дальнейшему развитию их способностей в рамках профориентационных обучающих мероприятий, в которых ежегодно участвуют более 10 тысяч школьников из регионов Дальнего Востока. О результатах реализации комплекса мер по поддержке талантливых школьников, реализуемых ДВФУ в партнерстве с краевыми и муниципальными властями, свидетельствует успешное выступление команд и индивидуальных участников от Приморского края в Национальной технологической олимпиаде. За 5 лет участия показатели участия региона значительно выросли: Приморский край вошел в топ регионов по числу победителей и призеров Национальной технологической олимпиады школьников, наряду с Москвой, Московской областью, Санкт-Петербургом и Новосибирской областью.
«Все наши наработки — тиражируемые. Их можно адаптировать под условия любого региона, стремящегося усилить взаимодействие между учреждениями среднего и высшего образования. Мы уверены, что если каждый университет и институты ДВО РАН возьмут в шефство по одной муниципальной школе и используют свой интеллектуальный ресурс для развития ребят, то качество образования в регионе будет неуклонно расти. Мы поддерживаем создание комплексной программы развития образования в Приморском крае и просим включить в данную программу развитие Университетской школы ДВФУ и тех школ региона, которые определят подшефными другие ведущие университеты Приморского края. Как председатель Совета ректоров вузов ДФО скажу, что данная инициатива важна и для других субъектов нашего округа. После апробации нашей программы мы сможем тиражировать данные практики на другие регионы округа», — заключил Борис Коробец.
Исполнительный директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) по социальному развитию Гасан Гасанбалаев отметил, что тема образования сегодня напрямую касается каждого четвертого дальневосточника, а это почти 2 млн человек, учитывая дошкольные, школьные, средние и высшие учебные заведения.
«Дальневосточному образованию необходимо повышать качество и выигрывать конкуренцию за человеческий капитал. Это комплексная работа, которая включает как развитие самих учреждений, так и выстраивание прочной связи с развитием производства, ориентиром на кадровую потребность, а также создание дополнительных преимуществ для жизни и работы на Дальнем Востоке», — рассказал Гасан Гасанбалаев.
По словам представителя КРДВ, всем заинтересованным ведомствам надо объединять усилия. Так, Минвостокразвития России, Минобрнауки России и КРДВ разработали и приняли отдельную программу развития дальневосточных университетов «Приоритет 2030. Дальний Восток», с финансированием более 6 млрд до 2024 года, в рамках которой отобраны 12 университетов. По линии развития среднего профессионального образования, совместно с Минпросвещения России, предусмотрено создание не менее 900 современных мастерских, не менее 29 производственно-образовательных кластеров по проекту «Профессионалитет», а также Федерального технопарка СПО – центра повышения квалификации педагогов.
Отметим, Дальневосточный федеральный университет является одним из ключевых акторов научно-технологического развития Приморского края и Дальневосточного федерального округа. На базе 12 школ и институтов работают более 1800 научно-педагогических работников, обучаются более 19 тысяч студентов. ДВФУ привлекает на Дальний Восток абитуриентов из большинства регионов России – так, в 2022 году в университет были зачислены абитуриенты из 73 субъектов. Вместе с тем в университете обучается около 2,5 тысяч иностранных граждан из 60 стран мира.
ДВФУ разрабатывает и тиражирует успешные практики подготовки кадров от школьного образования до обучения специалистов высшей квалификации в тесной кооперации с компаниями региона. Всего в ДВФУ на 2022/2023 учебный год запущено в реализацию 760 образовательных программ высшего образования (разных годов набора), в том числе 391 программа бакалавриата, 93 программы специалитета, 241 программа магистратуры и 35 программ ординатуры.
Добавить комментарий