Danone и «Вимм-Билль-Данн» позволяют себе выпускать молочную продукцию с заниженным содержанием белка только в России
Из некоммерческого объединения производителей и переработчиков молока вышли американская PepsiСo, полтора года назад купившая самого крупного в стране производителя молочных продуктов — «ВиммБилль-Данн», и французская компания Danone, владеющая корпорацией «Юнимилк». Как это отразится на рядовых потребителях молока и йогурта, творога и масла?
Особую пикантность случившемуся придает то, что в августе Россия официально становится членом Всемирной торговой организации, ВТО. Неужели создаются предпосылки для монополизации отечественного рынка иностранными инвесторами? За разъяснениями Владимир Ратманский из «Вечерней Москвы» обратился к исполнительному директору Молочного союза России Владимиру Лабинову.
— Почему российский молочный рынок вдруг разделился на два лагеря, Владимир Витальевич?
— Для того чтобы это понять, надо поговорить о качестве отечественных продуктов. А оно недотягивает до принятых на Западе стандартов.
В частности, практически во всём молочном ассортименте нам необходимо повышать содержание белка. Согласно техническому регламенту, в России в питьевом молоке его должно быть не менее 2,8 процента. А в Европе — 3,4. Молоко с уровнем белка 3,8 процента мне приходилось покупать в Новой Зеландии. Компания Danone продает в Париже йогурт, в котором белка — 3,9 процента. Такой же йогурт у нас в Москве содержит 3,2 процента белка. У нас не нормируется содержание белка во всех творожных продуктах (кроме самого творога) — сырках, творожных массах и прочем.
Как и в плавленных сырах.
В широко разрекламированном кисломолочном продукте Actimel всего 2,65 процента белка — меньше, чем в питьевом молоке.
На долю компаний Danone и «Вимм-Билль-Данн» в сумме приходится 40 процентов рынка. И существующее положение вещей, когда технический регламент позволяет выпускать продукцию с заниженным содержанием белка, их устраивает. А вот то, что наш союз начинает активно проводить политику повышения содержания белка в молоке, им не по душе. Ведь это отразится на прибылях.
— И своим демаршем два крупнейших игрока пытаются сорвать начинание, заморозить выгодную для них ситуацию на рынке?
— Если и пытаются, то этого не получится. Их доля на рынке начинает падать. Не помогает и агрессивная маркетинговая политика. Упоминал уже Actimel. В нём, как уверяет реклама, присутствует чудодейственная бактерия AktiRegularis. Так вот, такого названия в микробиологической систематике нет. Однако если дать реальное название лактобактерии или бифидобактерии, будет как у всех. А так у остальных — обычные бактерии, а тут — нечто уникальное. Ограничить методами технического регулирования применение фантазийных названий, чтобы не вводить потребителя в заблуждение, вполне реально.
Или реклама «Растишки»: пейте, детишки, там есть кальций.
Да, есть, но в «Растишке» его в разы меньше, чем в традиционном твороге. Мы потому и потребляем натуральные молочные продукты, поскольку это — один из основных источников кальция для человека.
Компании позиционируют себя защитниками молочного животноводства, так как могут позволить себе роскошь купить молоко по более высокой цене, чем конкуренты. Но на деле, ориентируясь на обедненный ассортимент, они имеют возможность использовать меньше сырья для выпуска более дорогой продукции. И таким образом остаются в барыше. Эти компании нацелены на так называемую оптимизацию. Danone-индустрия вообще не выпускает питьевое молоко и ряд традиционных молочных продуктов. А зачем? Это удел менее продвинутых предприятий…
— Подождите, Danone производит только йогурты, творожки?
— Да, ни сыра, ни сметаны, ни масла. Весь их ассортимент с обеднённым составом. Питьевое молоко, ряженка, кефир их не интересуют. Такая же политика теперь и у «Вимм-БилльДанна», хотя его ассортимент более традиционен.
Очевидно, что в Старом и Новом Свете обеднённые продукты никому не нужны. Этот бизнес рассчитан на страны третьего мира. Пора положить этому конец. Рядом мер стимулировать отрасль к выпуску традиционных продуктов.
Для справки: Учёные университета американского штата Мэн выясняли, как потребление молочных продуктов влияет на умственную деятельность человека. Люди, 5–6 раз в неделю лакомившиеся молоком, творогом, натуральными йогуртами, сырами, гораздо успешнее справлялись с тестами, оценивающими память и познавательные способности.
Между тем
— В 1990 году в СССР среднедушевое потребление молока и молочных продуктов достигало 370 килограмм на каждого жителя страны.
— Жители современной России в среднем потребляют лишь 250 килограмм молочных продуктов. Даже в столице, по данным Мосгорстата, в 2011 году реальное потребление молока и молочных продуктов составило 265 килограммов на горожанина.
Тогда как, например, в Скандинавии сегодня среднестатистический гражданин съедает более 500 килограммов молока в год, во Франции — 450, в Германии — 400.
Норма потребления молока и молочных продуктов в пересчёте на молоко составляет 330 килограммов на человека в год.

Добавить комментарий