Во Владивостоке высоко оценили транзитный потенциал России
С основным докладом на «круглом столе» выступил заведующий сектором тихоокеанских исследований НОЦ морских международных исследований МГУ Владимир Лазарев. Он достаточно убедительно и аргументировано раскрыл сложную проблематику международного транзита как элемента глобализированной мировой экономической системы. Докладчик указал на реально существующие обстоятельства, препятствующие полноценному участию России в осуществлении масштабных транзитных перевозок товаров и грузов. Но вместе с тем он предложил конкретные меры, позволяющие реализовать имеющийся транзитный потенциал, в частности, в наиболее динамично развивающейся сфере Интернет-торговли, сообщает пресс-служба МГУ.
Дальнейшую ситуационную дискуссию вел руководитель приморской лаборатории Института экономических исследований ДВО РАН Михаил Терский. В частности, он рассказал о сложной ситуации, сложившейся с разработкой концепции и стратегии развития Дальнего Востока, и необходимости более активного участия научного и экспертного сообщества ДВФО в этом процессе, чтобы наш регион, наконец, получил реальный и выполнимый проект экономического и социально-экономического развития. По его мнению, МГУ может взять на себя координацию исследований по транспортному комплексу Дальнего Востока. И первое, что следует сделать – реально оценить наличие абсолютных и относительных преимуществ российского варианта транзита по сравнению с существующими и предлагаемыми другими странами альтернативами.
По мнению принявших участие в работе «круглого стола» экспертов МГУ, ИЭИ ДВО РАН и владивостокского филиала Российской таможенной академии, приоритетным для России все-таки может стать морской вариант международного транзитного грузопотока по трассам Севморпути.
Этот путь особенно привлекателен для экспортеров из Японии и Республики Корея. Он практически не подвержен рискам террористических и пиратских нападений и политической нестабильности, наподобие той, что может произойти в зоне Суэцкого канала, если противостояние исламистов и «умеренных» в Египте приведет к новому гражданскому конфликту.
Но для превращения российского сектора Арктики в признанный международный транзитный коридор необходимо многое сделать. В частности, было предложено возобновить систему подготовки моряков к плаванию в арктических условиях на базе МГУ, используя пока еще сохраняющийся уникальный кадровый потенциал – опытнейших полярников, участвовавших в создании системы мореплавания в Восточном секторе Севморпути.
Обсуждение проходило живо и интересно, от сугубо, казалось бы, академических вопросов и теоретических постулатов участники «круглого стола» логично и непринужденно переходили к дискуссии по практическим аспектам транспортного комплекса, в том числе о перспективах развития Владивостокского морского порта и транспортного узла. Поэтому предложение директора ИЭУТ Андрея Фисенко, прозвучавшее в завершении дискуссии, сделать подобные «круглые столы» регулярными, расширить состав и «географию» участников было встречено с единодушным одобрением.
После анализа и обобщения высказанных мнений и предложений результаты дискуссии планируется опубликовать в журнале ИЭИ ДВО РАН «Пространственная экономика» и в журнале МГУ им. адм. Г.И. Невельского «Asia Pacific Journal of Marine Science & Education».
Добавить комментарий