«Газпром» может выйти на японский рынок производства электроэнергии
В ходе визита в Японию Миллер встретился с министром экономики, торговли и промышленности Японии Тосимицу Мотэги, а также с генеральным директором агентства по природным ресурсам и энергетике министерства экономики, торговли и промышленности Японии Ичирой Такахарой, сообщает «Бизнес-ТАСС».
В ходе переговоров особое внимание было уделено перспективам увеличения поставок российского сжиженного природного газа в Японию.
В рамках визита состоялся ряд встреч Миллера с руководителями «Банка международного сотрудничества Японии» (JBIC), компаний Itochu Corporation, JGC Corporation и Chiyoda Corporation, где обсуждался широкий круг экономических и технологических вопросов, в том числе касающихся проекта строительства завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) в районе Владивостока.
По словам замдиректора «Фонда национальной энергетической безопасности» Алексея Гривача, от Владивостока до Токио всего 1000 км по прямой, поэтому новый проект СПГ во Владивостоке может стать самым близким к столице Японии источником поставок газа, обогнав даже сахалинского соседа.
«По нашим оценкам, себестоимость одной тонны СПГ на выходе с завода составит 210-220 долларов при нулевом НДПИ. Стоимость морской транспортировки, учитывая небольшое расстояние от Владивостока до Японии и Южной Кореи, как основных целевых рынков, — 30-40 долларов за тонну. Проблем с регазификационными мощностями в Японии тоже нет. В 2012 году в АТР мощности в среднем использовались на 47 процентов, а в Японии — на 40 процентов. Более того, уже сейчас в Азии строятся новые терминалы на 34 млн т, в том числе пять терминалов — в Японии, которые смогут принимать до восьми млн т в год», — сказал он. Эксперт напоминает, что с учетом истечения действующих контрактов и ростом спроса Японии потребуется через восемь лет дополнительно законтрактовать 30-40 млн тонн СПГ.
Как отмечает Гривач, конкурировать за японский и тихоокеанский рынок «Владивосток-СПГ» будет с новыми заявленными проектами на западном побережье Канады, проектом в Мозамбике и, возможно, с американскими заводами, если таковые все же получат лицензии на экспорт.
По удаленности приморский проект более привлекателен, чем канадские терминалы, и на порядок удобнее других конкурентов. По себестоимости газа все проекты будут дорогими. В Канаде планируется использование нетрадиционного газа и неудивительно, что в переговорах с азиатскими покупателями потенциальные производители канадского СПГ настаивают на сохранении привязки к стоимости нефти в Японии.
Мозамбик — это глубоководный шельф, промышленно неосвоенная территория и совершенно новый регион, что всегда приводит к удорожанию и задержкам. Российский проект тоже не из дешевых, так как предстоит осваивать шельфовые ресурсы. Но опыт «Сахалина»-2 показывает, что даже продавая газ с дисконтом к японской цене, при нынешней конъюнктуре удалось почти полностью «отбить» затраты уже через четыре года после запуска завода СПГ, отметил эксперт.
Добавить комментарий