На территории Якутии для езды и охоты собак стали использовать еще в эпоху неолита — исследование
На территории современной Якутии найдены подтверждения того, что для езды и охоты собак стали использовать еще в эпоху неолита (около 9500 лет до н.э.). Объясняется это тем, что в тундровом и прибрежном Заполярье просто не было других пригодных для перевозки грузов животных. Зато можно было добыть корм на долгую зиму. При этом со временем люди добились больших успехов в технике передвижения и подготовке собак. Об этом передает ДВ-РОСС.
Вот что писал об этом знаменитый путешественник Амундсен: «…в езде на собаках эти русские и якуты стоят выше всех, кого мне приходилось видеть». Кстати, северо-восточная колымская нарта и сегодня считается уникальной. Легкая, собранная без единого гвоздя, только на ременных связях-амортизаторах, она обладает большой упругостью и прочностью и лучше других конструкций пригодна для езды по неровной местности и среди камней.
Первое письменные упоминания о собаках, живущих на территории Якутии, относятся к 1633 году. В этом году был совершен первый морской поход из Лены. Во главе отряда из торгово-промышленного люда стоял енисейский пятидесятник Илья Перфильев. Тогда ему удалось открыть реки Оленек, Яна и Индигирка, но в документах того времени их называли «собачьими». Впрочем, на северо-востоке Сибири все реки тогда делили на «собачьи» и «оленные». Собачьими называли реки, богатые рыбой. Там же, где рыбы не было, для транспорта использовали оленей.
Как «особенная порода», которая «является необходимым домашним животным для езды и охоты», якутская лайка была описана в «Руководстве к географии Российской империи 1843 года». В нем говорится, что для «почтовой гоньбы» из Якутска и далее на Камчатку использовалось до 20 саней, в которые запрягалось обычно 10 собак: по две в ряд на длинном ремне, с передовой одиннадцатою. Средняя скорость по бездорожью на длинных дистанциях составляла до 10 км/час, на трассах зимних дорог длиной в 250 км — до 15 или даже 17 км/час. Легковая нарта могла пройти и 250 км за 15 часов, а 750 км — за трое суток. Причем по хорошей дороге упряжка везла неограниченно долго до одной тонны груза.
Первое упоминание о численности якутских лаек можно встретить в книге «Статистические таблицы Российской империи» изданном Министерством внутренних дел в 1856 году. В ней указано, что для езды в Якутской области в те годы использовали уже 15 тысяч 157 собак, и все записи тех лет подтверждают тот факт, что в отличие от лошади и оленя, собаки были самым надежным и сознательным помощником человека.
«Дайте мне зиму и собачью упряжку, а остальное возьмите себе!» Эти словам принадлежат знаменитому путешественнику Кнуду Расмуссену, который осуществил одно из самых грандиозных в истории человечества путешествий на собаках. Вместе со своими соратниками этот датский этнограф прошел восемнадцать тысяч километров от Гудзонова залива до Чукотского полуострова.
Благодаря ездовым собакам было совершено множество географических открытий. На собачьих упряжках покорены оба полюса Земли, а американца для освоения Аляски вывозили собак с Колымы вплоть до 20-х годов прошлого века.
В нашей стране порода признана и уже является частью национального достояния. Интересно и то, что в это году именно якутская лайка по кличке Арагорн стала я победителем экстремальной гонки Baikal Race-2014 в дисциплине скиджоринг на дистанции 100 км, пишет Яна Розова на сайте «Эха Москвы».
Добавить комментарий