Михаил Митропольский: «Я хочу, чтобы джаз слушали по-другому. Он этого достоин»
Михаил Митропольский — джазовый обозреватель, радио- и телеведущий. Член Московской и Международной ассоциации джазовых журналистов (JJA). Около 40 лет занимается исследованием джазовой музыки и пограничных музыкальных явлений. По образованию физик, научный сотрудник Физического института РАН.
Некоторые из заключений творческой встречи с Митропольским
— Нельзя заниматься музыкой при отсутствии стремления получить новый жизненный опыт. Этот опыт поможет быть творцом, а не только исполнителем.
— «Мы не умеем удивляться», — отметил Митропольский, говоря в том числе и о музыке. Необходимо менять свое восприятие музыки. Закостенелость — это остановка в развитиии.
— Музыку не нужно слушать слишком часто.
— Сегодня в России большие проблемы с музыкальной журналистикой. О музыке пишут либо музыковеды, которых печатают лишь в специализированных изданиях, либо светские хроникёры. «Я хочу, чтобы о джазе писали по-другому, чтобы его слушали по-другому. Джаз достоин этого».
— Большинство «джазовых» (по мнению обывателей) музыкальных тем — не джазовые. Однако их часто используют музыканты.
— Джаз — это вид музыки, а не стиль или жанр. Это уникальный вид музыки, который родился на стыке музыкальных явлений, разной эстетики (европейская музыка и музыка африканских рабов), в важное и нужное время — в начале XX века. За короткое время он прошёл большой путь — от фольклора до профессионального исполнения. Примечательно, что в Африке джаз появился в последнюю очередь, вопреки расхожему мнению.
— Джаз — не единственный пример такого музыкального синтеза. Другие — цыганская музыка, балканская музыка. Все они отличаются сложными ритмами, блюзовым ладом («гулянием»). «Самое интересное всегда возникает на границах (в данном случае культур)», — отмечает Митропольский.
— Джаз со временем стал многожанровой музыкой. Расцвет пришелся на 50-60-е годы, когда стали появляться многочисленные новые направления.
— В прежние времена в академической музыке существовало четкое разделение — на авторов музыки (композиторов) и исполнителей. Каналом связи между ними служила нотная грамота. Однако она не могла передать всю художественную информацию. Однако если музыкант, имея нотную грамоу, может и хочет импровизировать, он может сделать звучание более богатым (интонационность, тембры, динамика, ритмика, артикуляция и фразеология — доступно большое число выразительных приёмов).
— Джаз — это вид импровизационной музыки, который отличается своими афроамериканским происхождением, открытостью по отношению к другим культурам и творческой доминантой.
— Свинг («качание») — это формообразование драматической интонационности. Слушатель входит в психофизическое состояние вовлеченности в творческий процесс музыканта, который происходит в режиме реального времени.
Далеко не только эти вопросы обсжудались на встрече с Михаилом Митропольским. Те не менее, времени всё равно не хватило. В воскресенье, 15 ноября, состоится вторая творческая встреча со знатоком джаза, на которую приглашаются все желающие. Она пройдет после завершения фестивального концерта.
Дополнительная информация о фестивале доступна на сайте Приморской краевой филармонии.
Программа концертов Международного джазового фестиваля на 12-16 ноября
12.11, 19:00 – Freedom Jazz Movement (США)
13.11, 19:00 — Remi Panossian Trio (Франция)
14.11, 19:00 — Charlie Jung band. Cолистка – Woongsan (Южная Корея)
15.11, 19:00 – Трио С. Студницкого (Германия)
16.11, 19:00 – Биг-бэнд Приморской краевой филармонии под управлением Дмитрия Бутенко. Солистка — Myrna Clayton (США)
Добавить комментарий