В марте 2020 года инфляция на Дальнем Востоке замедлилась
Ключевыми дезинфляционными факторами стали возобновление поставок плодоовощной продукции из Китая, а также увеличение предложения мясной и рыбной продукции за счет наращивания поставок из других регионов и расширения собственного производства. Временными проинфляционными факторами являются увеличение спроса на продукты длительного хранения на фоне распространения коронавирусной инфекции, а также ослабление рубля.
Годовая продовольственная инфляция в ДФО замедлилась и составила 3,7% в марте после 4,1% в феврале.
Возобновление поставок овощей из Китая* способствовало улучшению ситуации на рынке плодовоовощной продукции. Так, замедлился годовой рост цен на капусту и помидоры после их существенного удорожания в феврале.
Продолжилось снижение темпа прироста цен на рыбопродукты. Такая динамика определяется ростом предложения на внутреннем рынке, которое происходит из-за снижения спроса на основных экспортных рынках — в странах Юго-Восточной Азии (КНР, Япония и Южная Корея), из-за введения в них ограничительных мер в связи с распространением коронавируса.
Расширение предложения продукции животноводства как в округе, так и в стране в целом продолжает оказывать положительное влияние на продовольственную инфляцию. Уменьшились годовые темпы прироста цен на мясо и мясопродукты. Под влиянием роста предложения со стороны местных птицефабрик за год подешевели куриное мясо и яйца.
Вместе с этим, из-за достаточно высокой доли импортных ингредиентов в производстве молочной продукции и ослабления рубля увеличились годовые темпы прироста цен на молоко и молочную продукцию.
Под влиянием увеличения спроса из-за ухудшения эпидемиологической обстановки в округе (в марте были выявлены первые случаи заболевания коронавирусом и началось введение ограничительных мер из-за пандемии) отмечалось незначительное повышение темпов роста цен на товары длительного хранения: макаронные изделия, рыбные консервы, крупы и бобовые.
Ослабление рубля обусловило рост цен на фрукты, в том числе цитрусовые. Так, повысились годовые темпы прироста цен на груши, апельсины, лимоны.
В сегменте непродовольственных товаров годовая инфляция в ДФО в марте ускорилась и составила 2,9% после 2,7% в феврале.
Ослабление рубля в марте привело к увеличению в годовом выражении цен на импортируемые товары: электротовары, строительные материалы и легковые автомобили.
Под влиянием информации о распространении коронавируса отмечалось повышение темпов прироста цен на медицинские товары. Введение режима самоизоляции и перевод части работников на удаленную работу спровоцировали рост спроса на ноутбуки и их подорожание.
На фоне увеличения с января 2020 года акцизов на топливо и постепенного переноса их в розничные цены продолжилось увеличение годовых темпов прироста цен на бензин и дизельное топливо.
В то же время наблюдалось уменьшение темпов прироста цен на парфюмерно-косметические товары, что обусловлено сдержанной динамикой спроса и продлением праздничных мартовских распродаж.
Годовая инфляция на рынке услуг в ДФО в марте замедлилась до 3,0% после 3,2% в феврале.
Сдержанная динамика спроса и статистический эффект «высокой базы»** способствовали уменьшению темпа прироста цен на услуги воздушного транспорта. В то же время цены на билеты железнодорожного сообщения, наоборот, в марте росли более интенсивно, чем годом ранее, что связано с политикой динамического ценообразования перевозчика.
Снизился темп прироста цен на услуги в сфере туризма из-за отсутствия спроса на зарубежные поездки вследствие пандемии коронавируса.
Увеличился темп прироста цен на сотовую связь из-за роста объемов потребления, в том числе мобильного Интернета и выпуска новых более дорогих пакетов с большим объемом предоставляемых услуг.
В марте годовая инфляция снизилась по сравнению с февралем в пяти регионах ДФО: Республике Саха (Якутия), Камчатском, Приморском и Хабаровском краях, Чукотском автономном округе (ЧАО).
Наиболее заметно темп прироста цен уменьшился в ЧАО. Годовая инфляция региона в марте снизилась на 0,4 процентных пункта и составила 0,9% — это самый низкий показатель по стране. В значительной мере снижение было связано со статистическим эффектом «высокой базы» прошлого года. В марте 2019 года годовая инфляция в регионе достигла своего пика в 7,6% и была самой высокой по стране. Высокий уровень инфляции в марте прошлого года был обусловлен такими факторами, как тарифная политика грузоперевозчиков и дефицит продовольственной продукции местного производства (отмечалось значительное снижение оленьего поголовья в результате падежа и кур из-за смены поголовья местной птицефабрикой). Рост предложения продовольствия местного производства и усиление конкуренции со стороны привозной продукции обеспечили снижение годовой инфляции в ЧАО в марте текущего года.
Наибольший темп прироста цен в марте наблюдался в Магаданской области — 2,4% после 1,9% в феврале. Основными причинами ускорения инфляции в регионе стали: ослабления рубля, повышение спроса на отдельные продукты и рост издержек поставщиков из-за изменения логистических схем на фоне распространения коронавируса.
Повышение инфляции в целом по стране связано, прежде всего, с ослаблением рубля и увеличением спроса на ряд продовольственных товаров и других товаров первой необходимости в связи с подготовкой населения к режиму самоизоляции, введенному из-за распространения пандемии коронавируса. Годовой темп прироста цен на услуги остался неизменным. Вследствие изменения внешних условий инфляция с низкого уровня последних месяцев будет возвращаться к цели Банка России (4% в год) быстрее, чем прогнозировалось ранее. Однако ограничительные меры, принимаемые как внутри страны, так и за ее пределами, выраженное и продолжительное замедление мировой экономики, а также влияние возросшей неопределенности и произошедшего ужесточения денежно-кредитных условий на динамику внутреннего спроса станут значимыми дезинфляционными факторами среднесрочного характера. Банк России будет комплексно оценивать влияние произошедших изменений на среднесрочный прогноз динамики инфляции, инфляционных ожиданий и развития экономики.
*В начале февраля 2020 года были приостановлены поставки плодовоовощной продукции из Китая из-за китайского Нового года и карантинных мер по коронавирусу, в конце месяца поставки возобновились в полном объеме.
**В марте 2019 года отмечалось значительное повышение цен перевозчиками из-за увеличения затрат в связи с удорожанием авиатоплива.
Добавить комментарий