Волочаевские дни: И останутся как в сказках, Как манящие огни?..
О том, что финал Гражданской войны в России разворачивался на побережье Тихого океана, знают почти все. А вот о том, что ключевые события кровопролитного противостояния произошли именно на территории будущей Еврейской автономии – немногие.
Вьюжный февраль для неё непросто последний месяц зимы. Более 20 лет тогда ещё школьный учитель Нина Пантюхова посвятила изучению этого кровавого в истории России отрезка года. Памятник в честь народоармейцев, участников боя у местечка Ин, появился в райцентре в результате многолетнего сбора информации о Гражданской войне на Дальнем Востоке.
— Здесь работали с Биробиджана специалисты. Привезли мраморные плиты. Восстанавливали зимой, а в феврале открыли этот памятник из бронзы, – рассказывает Нина Пантюхова.
Малоизвестный бой, который произошёл на дальневосточной станции Ин в декабре 1921 года стал прологом к куда более значимым событиям. 2 месяца спустя наступающей на Восток Красной Армии пришлось остановиться у посёлка Волочаевка. Здесь на сопке Июнь-Корань белогвардейцы организовали неприступный рубеж. Штурм этих позиций красные командиры наметили на 10 февраля.
Завладев сопкой Июнь-Корань, красноармейцы получали стратегически важную высоту. Так же в их распоряжении оказывалась необходимая для снабжения армии железнодорожная ветка. Но главным, по мнению историков, стал именно фактор внезапности. Потеря этой высоты в буквальном смысле деморализовала противника.
Бои за Волочаевку длились больше суток. Упорное сопротивление сломили лишь к ночи 12 февраля. Остатки белоповстанческих войск начали спешное отступление к Хабаровску. Результаты сражения – полторы сотни убитых красноармейцев и более четырёхсот белогвардейцев. Пленных не брала ни одна из сторон.
— Волочаевка – это главный пункт перелома в ходе Гражданской войны, – говорит хранитель исторического музея посёлка Волочаевка Алексей Зайцев.
Именно после этих событий лавры полководца-победителя примерил красный командир Василий Блюхер. Таковым он оставался вплоть до 38-го года. Но инцидент у озера Хасан поставил жирный крест не только на карьере Дальневосточного генерала: обвинение в сговоре с японцами, объявление врагом народа и расстрел. В это же время теряются и следы семьи командарма. Лишь по чистой случайности десятилетия спустя, поисково-исторической группе под началом Нины Пантюховой удалось найти жену казнённого генерала, Глафиру Блюхер.
— Рассказала о сыне своём, которого она не нашла. 8 месяцев ему было, когда она его потеряла. Её и мужа забрали и увезли. А кто мальчика этого забрал? Она до последних дней его искала, так и не нашла, – поясняет Нина Пантюхова.
И всё же справедливость частично была восстановлена, рассказывает Сергей Манойленко. Несколько лет назад усилиями поисковиков был найден снесённый с волочаевской братской могилы бюст Василия Блюхера. После реконструкции он нашёл своё пристанище возле школы посёлка, за который когда-то воевал, сообщает ГТРК «Бира» (http://birobidjan.rfn.ru).
Добавить комментарий