45 лет назад ЦК Компартии Китая принял «Постановление о великой пролетарской культурной революции»
Китайский плакат антиимпериалистической и антисоветской пропаганды, 1969 год, «Люди всего мира, объединяйтесь для свержения американского империализма! Долой советский ревизионизм! Долой реакционеров всех стран!»
8 августа 1966 года 11-й пленум ЦК КПК принял «Постановление о великой пролетарской культурной революции». Но Мао Цзэдун считал, что Культурная революция началась с опубликования статьи Яо Вэньюаня 10 ноября 1965 года.
Термин «культурная революция» был впервые употреблён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации». В интерпритации Мао Цзэдуна это был способ борьбы с политической оппозицией председателю КПК.
«Хотя буржуазия уже свергнута, она, тем не менее, пытается с помощью эксплуататорской старой идеологии, старой культуры, старых нравов и старых обычаев разложить массы, завоевать сердца людей, усиленно стремится к своей цели — осуществлению реставрации. В противовес буржуазии пролетариат на любой её вызов в области идеологии должен отвечать сокрушительным ударом и с помощью пролетарской новой идеологии, новой культуры, новых нравов и новых обычаев изменять духовный облик всего общества. Ныне мы ставим себе целью разгромить тех облечённых властью, которые идут по капиталистическому пути, раскритиковать реакционных буржуазных «авторитетов» в науке, раскритиковать идеологию буржуазии и всех других эксплуататорских классов, преобразовать просвещение, преобразовать литературу и искусство, преобразовать все области надстройки, не соответствующие экономическому базису социализма, с тем чтобы способствовать укреплению и развитию социалистического строя», — говорилось постановлении пленума ЦК КПК о великой пролетарской культурной революции.
Применение классовой теории Мао на практике привело к настоящей «войне всех против всех». Под демагогичные по своей природе, расплывчатые определения классовых врагов пролетариата, исходившие от Мао, мог попасть любой человек. Власть захватили те, кто был попросту сильнее: банды молодых «бунтарей», которым в конце концов позволили действовать фактически безнаказанно: хунвэйбины («красные охранники», «красногвардейцы»), члены созданных в 1966-1967 годах отрядов студенческой и школьной молодёжи, и цзаофани («бунтари») — участники рабочих организаций. По определению Линь Бяо, опубликованном в одной из газет хунвэйбинов в 1967 году: «… ну, убивали людей в Синьцзяне: за дело убили или по ошибке — всё равно не так уж много. Хунвэйбины — это небесные воины, хватающие у власти главарей буржуазии».
Культурная и научная деятельность в Китае была практически парализована и остановилась. Были закрыты все книжные магазины с запретом на продажу любых книг, кроме одной: цитатника Мао. Цитатник выпускался во многих вариантах оформления: в одном из них обложка цитатника была выполнена из твёрдой пластмассы, на которой не оставались следов крови. Такими цитатниками были забиты многие видные деятели партии, когда из их губ «выбивали буржуазный яд».
В ходе кампании «деревня окружает города» от 10 до 20 миллионов молодых людей с высшим образованием насильственно отрывались от дома и депортировались в отдалённые деревни, районы и горы. Их не снаряжали практически ничем и отправляли с голыми руками. Судьба большинства из них неизвестна.
Система контроля государства за обществом фактически самоустранилась. Правоохранительная и судебная система бездействовали, так что хунвэйбинам и цзаофаням была дана полная свобода действий, которая вылилась в хаос. Первоначально хунвэйбины действовали под контролем Мао и его соратников. Вскоре в среде хунвэйбинов началось расслоение по признаку происхождения. Они поделились на «красных» и «чёрных» — первые были выходцами из семей интеллигенции и партработников, вторые — дети бедноты и рабочих. Их шайки начали непримиримую борьбу. И у тех и у других при себе были одинаковые цитатники, но все их трактовали по-своему. Убийца после столкновения банд мог сказать, что это была «взаимовыручка», вор, укравший кирпичи с завода, оправдывался тем, что «революционный класс должен гнуть свою линию». Мао всё хуже и хуже контролировал основную массу «генералов культурной революции», но главные направления развития хаоса оставались под его контролем.
Во второй половине 1968 года армия взяла ситуацию в стране под контроль. Многие города пришлось брать штурмом. Мао считал, что в ходе «культурной революции» «было 30 % ошибок и 70 % было сделано правильно». Большинство источников даёт цифру в 100 миллионов пострадавших.
«Бунтари» и хунвэйбины уничтожили значительную часть культурного наследия китайского и других народов: тысячи древнекитайских исторических памятников, книг, картин, храмов, почти все монастыри и храмы в Тибете, сохранившиеся к началу «культурной революции».
«Культурная революция» не была и не может быть революцией или социальным прогрессом в каком бы то ни было смысле… она была смутой, вызванной сверху по вине руководителя и использованной контрреволюционными группировками, смутой, которая принесла серьёзные бедствия партии, государству и всему многонациональному народу», — говорится в решениях ЦК КПК (1981)

Добавить комментарий