От пьянства спасёт конфетное дерево?
Вещество, которое в будущем может стать надёжной защитой от симптомов опьянения, похмелья и чрезмерной тяги к алкоголю, удалось выделить учёным из природного источника. Американские исследователи получили вещество, которое не только снимает симптомы похмелья, но и ограничивает тягу к алкоголю.
Столь востребованное средство отыскали в недрах традиционной китайской медицины. Вот уже почти 500 лет экстракт из местного подвида конфетного дерева используется в Поднебесной для того, чтобы привести человека в себя на утро после обильного возлияния.
Наша справка: Конфе́тное де́рево, или Гове́ния сла́дкая (лат. Hovénia dúlcis) — листопадное дерево семейства Крушиновые. Родина – Дальний Восток: Восточный Китай, Корея, Япония. В предгорьях Гималаев оно может расти на высотах до 2000 метров над уровнем моря, на суглинистых или влажных песчаных почвах. В высоту может вырастать до 10—20 метров. Довольно декоративно на вид: раскидистая крона, большие глянцевые тёмно-зелёные листья, гроздья маленьких кремовых цветков, цветущих в июле. Сухие косточковые плоды маленькие, костянистые и не съедобны, но они вырастают на концах мясистых плодоножек. Именно сладкие ароматные плодоножки съедобны в необработанном виде, созревая, они содержат больше 25% сахара, а подвяливание делает их совсем сладкой – плодоножка тогда содержит до 48% сахара. По вкусу они напоминают кисловатый изюм. Поэтому конфетное дерево ещё называют японским изюмным деревом. В засушенном виде плодоножки могут использоваться подобно изюму.
И вот наконец-то у исследователей дошли руки до того, чтобы выделить из растительного экстракта действующее вещество и проанализировать, как оно работает.
Его назвали дигидромирицетин, или DHM. Чтобы проверить, может ли DHM блокировать вызываемую спиртным раскоординированность движений, учёные вводили крысам «дозу», после чего дезориентировали животных, заставляя их какое-то время лежать на спине. Количество вводимого крысам алкоголя соответствовало примерно 20 банкам пива, выпиваемым взрослым человеком в течение двух часов. Полежав на спине, «пьяные» крысы восстанавливали координацию около 70 минут. Но если животные вместе с выпивкой получали дигидромирицетин, то они приходили в себя уже через пять минут.
DHM влиял и на поведение крыс. В состоянии опьянения животные проявляли бóльшую тревожность и, оказавшись в лабиринте, старались забиться в угол. Если же вместе с алкоголем крысы получали порцию DHM, они демонстрировали обычное исследовательское поведение, активно открывая новые территории.
Дигидромирицетин, наконец, препятствует развитию алкогольной зависимости. Крысам предоставляли выбор — пить спиртовой раствор или подслащённую воду. Через три месяца животные явно предпочитали первое. Но если при этом они регулярно получали DHM, то доза алкоголя, которую они выпивали к концу эксперимента, соответствовала лишь четверти обычной порции. И даже если крысы всё время пили простой алкоголь и успевали «полюбить» его, добавление DHM резко снижало их тягу к выпивке.
Все эффекты DHM исчезали, если животным вводили блокатор ГАМК-рецепторов, отвечающих за чувствительность нейронов к гамма-аминомасляной кислоте. Из чего исследователями сделан вывод о том, что DHM также связывается с этими рецепторами и «прикрывает» их от взаимодействия с алкоголем. Это объясняет, почему крысы в эксперименте оставались относительно трезвыми даже с весьма высоким уровнем алкоголя в крови.
Полученные результаты позволяют надеяться, что в скором времени будет получена «пилюля трезвости», которая не только защитит от симптомов опьянения и похмелья, но и ограничит тягу к выпивке. Предыдущие попытки создать такой препарат терпели фиаско: уж больно много было побочных эффектов. Впрочем, некоторые скептики сомневаются в успехе предприятия: по их словам, такая таблетка заставит людей пить не меньше, а больше, раз уж на утро не будет никаких неприятных ощущений.
Подготовлено по материалам NewScientist. источник science.compulenta.ru

Добавить комментарий