Top.Mail.Ru

«Москва», «Минск» и «Баку»: история развития советских и российских авианесущих кораблей


Впервые в СССР эскизы авианесущих кораблей начали создавать в 1920-х годах, однако их полноценное проектирование и строительство началось только в 1960-х годах. Первоначально на таких кораблях базировались вертолеты. Со временем в авиагруппы вошли самолеты сначала вертикального, а позднее — горизонтального взлета и посадки.

Всего в СССР было построено семь авианесущих кораблей. Их проекты были разработаны Невским проектно-конструкторским бюро (ПКБ) в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Все корабли строились на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (Украинская ССР, ныне — Украина), передает ДВ-РОСС со ссылкой на ТАСС.

Проект 1123 (шифр «Кондор»)

Классифицировались как противолодочные крейсера, служили базой для авиагруппы из 14 вертолетов Ка-25 разных модификаций. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 11 100 тонн (полное — 15 280 тонн), длину 189 метров, ширину 34 метра.

Оснащались двухвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 90 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 29 узлов. Дальность плавания составляла 6 000 морских миль (11 100 км), автономность плавания — 15 суток. Экипаж — 541 человек, из них 131 офицер.

Вооружение корабля включало пусковые установки зенитного ракетного комплекса (ЗРК) «Шторм» (боезапас — 96 ракет), противолодочные комплексы «Вихрь» (9 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки АК-725 калибра 57 мм.

Головной корабль «Москва» был заложен под заводским номером 701 15 декабря 1962 года, спущен на воду 14 января 1965 года, принят в состав флота 25 декабря 1967 года. Исключен из состава флота 7 ноября 1996 года. Впоследствии разрезан на металл в Индии.

Первый серийный корабль «Ленинград» под заводским номером 702 был заложен 31 июля 1966 года, спущен на воду 31 июля 1966 года, вошел в состав флота 22 апреля 1969 года и покинул его 5 декабря 1992 года. В 1995 года разрезан на металл в Индии.

Второй серийный корабль (заводской номер 703, проект 1123М/11233, с увеличенной на 12 метров длиной) планировался к закладке в 1968 году, однако строительство было отменено.

Проект 1143 (шифр «Кречет»)

Противолодочные крейсера с авиационным вооружением, служили базой для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков вертикального взлета и посадки Як-38, вертолетов Ка-25 и Ка-27. Корабли данного проекта имели стандартное водоизмещение 30 530 тонн (полное — 41 370 тонн), длину 273 метра, ширину 49 метров.

Оснащались четырехвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 180 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 31 узла. Дальность плавания составляла 8 000 морских миль (14 800 км), автономность плавания — 30 суток. Экипаж — 1 642 человека, из них 384 офицера.

Вооружение корабля включало пусковые установки ЗРК «Шторм» (96 ракет), ЗРК «Оса-М» (40 ракет) и противокорабельных ракет (ПКР) П-500 «Базальт» (16 ракет), противолодочные комплексы «Вихрь» (16 ракет) и реактивные бомбометы РБУ-6000 (240 бомб), торпедные аппараты калибра 533 мм, артиллерийские установки калибров 76 мм и 30 мм.

Головной корабль «Киев» был заложен 21 июля 1970 года под заводским номером 101, спущен на воду 26 декабря 1972 года, вошел в состав флота 28 декабря 1975 года и выведен из него 30 июня 1993 года. Позднее продан китайской компании, в настоящее время находится в Тяньцзине (КНР), где стал частью парка развлечений и в 2011 году был переоборудован в отель.

Крейсер «Минск» строился по незначительно измененному проекту 11432 (заводской номер 102). Был заложен 28 декабря 1972 г., спущен на воду 30 сентября 1975 г., вошел в строй 27 сентября 1978 г. и выведен из состава флота 30 июня 1993 г. Впоследствии продан в Китай, в 2006 г. стал частью парка аттракционов в Шэньчжэне.

Крейсер «Новороссийск» (проект 11433, первоначальное имя «Баку», заводской номер 103) был заложен в сентябре 1975 года, спущен на воду 26 декабря 1978 года, вошел в состав флота 24 ноября 1982 года и выведен из него в 1991 году, после чего продан на металл в Южную Корею, где разобран в 1997 году.

Проект 11434

Классификация — тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР). База для авиагруппы из 36 палубных штурмовиков Як-38 или Як-141, вертолетов Ка-27 разных модификаций. Корабль этого проекта имел стандартное водоизмещение 33 000 тонн (полное — 44 500 тонн), длину 273 метра, ширину 29 метров, осадку 9,5 метра.

Оснащался четырехвальной котлотурбинной силовой установкой общей мощностью 180 тысяч лошадиных сил, развивали скорость до 30 узлов. Дальность плавания составляла 7 000 морских миль (13 000 км). Экипаж — 1 610 человек, из них 383 офицера.

Вооружение включало пусковые установки ЗРК «Кинжал» (192 ракеты) и противокорабельных ракет (ПКР) П-500 «Базальт, противолодочные реактивные бомбометы РБУ-12000 (60 бомб), торпедные аппараты калибра 100 мм, зенитные установки АК-630 калибра 30 мм, артиллерийские установки калибра 100 мм (600 снарядов).

Головной и единственный корабль проекта — «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (заводской номер 104, до 4 января 1990 года носил имя «Баку») бал заложен 26 декабря 1978 года, спущен на воду 31 марта 1982 года, вошел в состав флота 20 декабря 1987 года и введен из него 5 марта 2004 года. Позднее продан Индии, перестроен, 14 июня 2014 года вошел в состав индийских ВМС как Vikramaditya («Викрамадитья»).

Проект 11435

Тяжелый авианесущий крейсер. Состав авиагруппы — 50 палубных истребителей (Су-27К, МиГ-29К), вертолеты Ка-27 разных модификаций. Принципиально новый проект, который с проектом 1143 роднит только энергоустановка. Корабль получил сквозную полетную палубу с трамплином и впервые примененными в советской практике бортовыми самолетоподъемниками.

«Островная» надстройка мало изменилась по сравнению с проектом 11434, при этом улучшилась подводная и надводная конструктивная защита корабля, выросла автономность.

Стандартное водоизмещение ТАВКР проекта 11435 — 43 000 тонн (полное — 55 000 тонн), длина — 304 метра, ширина — 72 метра, осадка — 10 метров.

Четырехвальная котлотурбинная силовая установка имеет общую мощность 200 тысяч лошадиных сил. Скорость полного хода — 29 узлов, дальность плавания — 8 000 морских миль (14 800 км), автономность плавания — 45 суток. Команда — 1 960 человек, в том числе 518 офицеров.

Вооружение — пусковые установки ПРК «Гранит», ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), ЗРАК «Кортик» (256 ракет, 48 тысяч снарядов), противолодочные реактивные бомбометы РБУ-12000 (60 бомб).

Головной корабль проекта — ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (заводской номер 105, на стадии проекта назывался «Советский Союз», в 1982 году получил название «Рига», в том же году был переименован в «Леонид Брежнев», в 1987-90 годы назывался «Тбилиси») заложен 22 февраля 1983 года, спущен на воду 4 декабря 1985 года, вошел в состав флота 20 января 1991 года. В настоящее время — крупнейший корабль ВМФ России и единственный в его составе авианесущий корабль, способный нести самолеты горизонтального взлета и посадки.

По незначительно измененному проекту 11436 в 1985-1992 годах в Николаеве строился ТАВКР «Варяг», который в 1993 году отошел Украине и в 1998 году был продан Китаю. 25 сентября 2012 года принят на вооружение ВМФ Народно-освободительной армии Китая как «Ляонин». В настоящее время — единственный китайский авианосец.

Проект 11437

В середине 1980-х годов Невское ПКБ разработало проект тяжелого авианесущего крейсера с атомной энергетической установкой, паровыми катапультами на угловой палубе, взлетным трамплином и тремя самолетоподъемниками.

Головной корабль проекта 11437, «Ульяновск», был заложен 25 ноября 1988 года. Он должен был стать флагманом советского ВМФ и первым из четырех однотипных крейсеров. После распада СССР в 1991 году производство было прекращено, корабль разобран на стапеле в 1992 году.

Российские разработки

В России авианесущие корабли не строились. В 2010-х годах Крыловский государственный научный центр (КГНЦ, Санкт-Петербург) разработал эскизный проект многоцелевого тяжелого авианосца «Шторм» (проект 23000, шифр «Логово») водоизмещением 100 000 тонн, предполагающего размещение авиагруппы численностью до 90 самолетов и вертолетов. Макет корабля был продемонстрирован летом 2015 года на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов оценил стоимость постройки такого корабля в 200-280 млрд рублей.

Кроме того, в КГНЦ и Невском ПКБ ведется проектирование нескольких типов десантных вертолетоносных кораблей-доков (ДВКД), данные проекты носят шифры «Прибой», «Лавина» и «Кашалот».

На фото: тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.


Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта редакции primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика