Top.Mail.Ru

«Дети войны»: капитан дальнего плавания

Все чаще они уходят от нас. Что ни говори, а возраст свое берёт. Сказываются и годы лишений, особенно военный и послевоенный голодные периоды. И непрекращающаяся работа на износ, до седьмого пота – все это не прошло для многих «детей войны» даром. Мужчин за восемьдесят в России все меньше и меньше. Правда, есть и такие старички, что фору дадут еще молодым. Среди них, на мой взгляд, и 82 – летний капитан дальнего плавания Василий Иванович Горбачев, который живет во Владивостоке. Он до сих пор с удовольствием возится на своей даче: строит, перестраивает. «Не могу сидеть без дела», — говорит ветеран,

Белорусское детство. Родился Василий Иванович в 1935 году в Белоруссии, селе Полесье Чечерского района, передает ДВ — РОСС.

С приходом немцев партизаны вывезли всех детей из деревень в леса. Это была необходимая мера предосторожности после того, как озверевшие оккупанты сжигали заживо запертых в сараях женщин, стариков и детей.

Шел 1943 год. Гул канонады на востоке говорил о приближении Красной армии. Счет уже шел на часы. Семилетний Вася с двоюродным братом слушали в отряде партизан, которые вели между собой разговоры о том, что советские войска должны вот — вот подойти и к их родному селу Полесье. Пацаны самовольно решили пойти на разведку, чтобы первыми увидеть красноармейцев и доложить об этом в отряде. Они бежали по околице и вдруг увидели, как рядом с ними поднимаются фонтанчики земли.

Оказалось, что это стрелял немецкий заслон, оставленный для сдерживания наступающих частей Красной армии. Зачем фашисты поливали из автоматных очередей босоногих мальчишек? Но страха не было.
Вскоре заслон бросил позицию и ушел вслед за своими отступающими частями.

Мальчишки фактически первыми в своей родной деревне встретили советских солдат.
— Помню, меня поднял на руки запыленный пехотинец, — дрогнувшим голосом продолжал рассказ Василий Иванович. Было видно, как повлажнели его глаза при воспоминании о том трогательном моменте. А ведь прошло семьдесят пять лет!!!

— Он поцеловал меня в щеку и достал из кармана облепленный махоркой кусочек сахара. Обдул крошки, и, сунув мне в руки, сказал: «Грызи, малыш».

Немецкие танкисты при отступлении побросали свои машины. Партизаны на многочисленных речках подорвали мосты, и они не могли преодолеть болотистые места. Деревенские мальчишки, естественно, полезли внутрь танков. Там были тушки побитых деревенских гусей и кур. Всякие интересные вещи. Любопытные пацаны стали трогать рычаги, крутить различные вентили. Вдруг увидели, как ствол пушки танка стал реагировать на их манипуляции. И мальчишки решили помочь нашим воинам, которые уже отогнали фашистов от села. Они повернули стволы пушек на запад и открыли огонь из танковых орудий.

— Я почувствовал как жесткие, пропахшие махоркой пальцы взяли меня за ухо, а другая рука схватила за шиворот рубашонки, и таким образом меня вытащили из башни танка, — вспоминает Василий Иванович. Таким же манером были извлечены из нутра стальной машины все юные «танкисты».
Проделавшие это солдаты сказали, что мы обстреливали не немцев, а своих, так как фашисты драпанули уже гораздо западнее. Пожурив нас отпустили

В девятом классе мы с мальчишками бегали по улице и какой – то мужик сказал мне: будешь моряком… Сбылось.

Капитан дальнего плавания

В 1963 году Василий Иванович Горбачев получил диплом судоводителя в Дальневосточном высшем инженерном морском училище.

В 1971 году стал капитаном и восемь лет ходил вдоль северного побережья Приморья.
В Японии приметили очень способного капитана, который всегда швартовался самостоятельно, и предложили ему стать лоцманом. Очень заманчивое и выгодное предложение Горбачев не принял: хотелось покорять моря и океаны планеты. И вскоре ему представилась такая возможность на судне «Омск». «Так и пошел гулять по миру», — говорит капитан дальнего плавания Василий Иванович Горбачев.

Рейс по глобусу

Греческие судовладельцы очень ценили русского капитана. Их потрясло, в прямом смысле то, что он прошел без навигационных карт из турецкой Антальи вокруг Европы в заполярный Мурманск.

В Анталье загрузились тальком. Этот сыпучий груз очень опасен для судна во время шторма. К тому же, был февраль. А в северных морях в этот период года постоянно штормит.

— Погрузка шла к концу, и я отдал распоряжение третьему штурману, чтобы он проверил наличие навигационных карт, — говорит Василий Иванович. — Штурман докладывает, что до пролива Ла — Манш карты есть, но не откорректированные, а дальше только обзорные карты, по которым судовождение, обычно, не практикуется.

Обратился к греку Кастису, который отвечал за безопасность мореплавания в компании.
Он ответил, что карты нам передадут в греческом порту Пирее, куда судно пойдет после погрузки талька для получения продуктов и топлива. Однако и в греческом порту карты никто не передал, не успели закупить, объяснили капитану. Но заверили, что уж точно доставят карты на рейдовую стоянку в Ла — Манше. Однако, простояв в проливе несколько суток, русские моряки услышали со стороны судовладельца, что они сильно сожалеют, но доставка карт задерживается из-за поломки транспорта…

У Василия Ивановича по природе сдержанный характер. Но тут и он в присутствии удивленных членов экипажа выдал несколько крепких выражений в адрес безалаберных греков. Но эмоциями делу не поможешь. Надо было выполнять контракт и доставить своевременно в Мурманск груз.

Судно направилось в Северное море. Это довольно опасный для плавания район, так как изобилует нефтяными буровыми вышками. К тому же в феврале здесь постоянно штормит, стоят густые туманы. Вскоре температура воздуха и забортной воды резко упала.

Тут – то проявилась очень серьезная проблема. Оказывается, снабдили судно топливом IFO – 180. Это очень густая, похожая на гудрон субстанция. Она не подавалась к судовому двигателю без подогрева. Но, как говорят, беда не приходит одна. Механик доложил, что лопнул один из трубопроводов, который подает пар для подогрева топлива.

— Всю ночь я не сомкнул глаз, искал решение, — говорит Василий Иванович. — А утром отдал распоряжение идти на север в сторону Исландии. Экипажу объявили, что этот маневр связан с тем, чтобы обезопасить наш переход. Так как уменьшится бортовая качка и, таким образом, мы достигнем теплого течения Гольфстрим.

Так как навигационных карт не было шли по счислению. Местоположение в море контролировали по GPS. Под рукой была справочная обзорная карта (масштаб 1: 5000000). Шли медленно, несколько суток.

А потом радостный механик доложил, что температура забортной воды повысилась и можно идти нормальной скоростью. Пристроившись к течению, мы взяли курс на остров Шпицбергена. Шли на максимальной скорости, чтобы достичь точки траверза Мурманска. А дальше у нас были старые навигационные карты, по которым мы и пришли в порт назначения.

Надо сказать, что два судна с греческими капитанами, которые вышли в рейс одновременно с русскими, так и не дошли до Мурманска. У них возникли те же проблемы из-за холода с топливом. Теплоходы встали в море, и спасатели отбуксировали их в порты Норвегии.

Руководство судоходной компании «Sougerka» было настолько изумленно смекалкой и превосходной морской подготовкой русского капитана, что не поленилось в полном составе приехать в один из бельгийских портов, куда привел судно капитан Василий Иванович Горбачев. Фирмачи искренне благодарили капитана за отлично выполненный рейс и прекрасное знание навигационной морской науки. Они выразили благодарность русскому капитану и его экипажу.

Видимо, не хотелось им терять искусного судоводителя, который по годам уже должен был выйти на пенсию, и они предложили Василию Ивановичу Горбачеву не совсем законную операцию: получить новый паспорт, согласно которому он стал бы моложе на 10 лет. Дали адрес, деньги. Но не пошел капитан дальнего плавания на эту авантюру.

Судовладельцы всего мира весьма высоко ценят превосходную морскую подготовку и мастерство российских судоводителей. Особенный спрос на тех, кто окончил ДВИИМУ во Владивостоке до 90-х годов. «Это лучшие капитаны в мире», — говорят они.
Дмитрий Латыпов

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика