Есть такой парень – дитя войны….

Об Офицере и Патриоте, ЧЕСТЬ ИМЕЮЩЕМ, воспитанном Советской Армией, ДВ-РОСС рассказал ветеран Великой Отечественной войны, капитан 1 ранга в отставке, член дачного кооператива «Эдельвейс» Владимир Дулебенец.
Работает и живёт он безвылазно на заново освоенном собственными руками земельном участке уже четыре сельхозсезона подряд (каждый до 6 месяцев в году) на брошенных бывшим хозяином шести сотках дачного кооператива «Эдельвейс», что находится в полутора километрах от железнодорожной платформы «9237 километр», в сторону посёлка Мирный и в 52-х километрах по шоссе от Владивостока.
Узнав от соседей, что появившийся у меня сосед – человек с серьёзнейшими физическими недостатками, инвалид 1-ой группы, без обеих ног, отнятых выше колен, который решил взяться за окультуривание и возделывание за долгие годы заболоченного участка, выращивание на нём овощных и плодово-ягодных культур, и, зная по своему опыту, какого труда будет стоить вернуть земле былой ухоженный вид, не поверил услышанному. Решил лично познакомиться со смельчаком.
На стук топора, раздающегося из ольховых зарослей, подошёл к работающему и, зная, что он отставной офицер Советской Армии, представился и по праву старшего в возрасте протянул ему руку для рукопожатия. Он, не спеша, бегло окинув меня взглядом своих больших, искрящихся добротой улыбающихся глаз, приложив руку к головному убору, и, как на параде, по-военному ответно представился: «Алексей Максимович. Но не Горький, – и, глядя мне в глаза, непринужденно улыбнулся, а после продолжил. – И не горькая судьба у меня… Я Бутов Алексей Максимович! Майор Советской Армии в отставке, бывший командир отличной понтонной роты Дальневосточного военного округа, отдавший Отечеству по Чести и Совести 29 календарей. Пройдя сложный и нелёгкий путь защитника Родины в воинских званиях от солдата до старшего офицера, я Верой и Правдой выполнил гражданский и воинский долг, исполняя служебные обязанности в 3-ей Ударной Армии группы советских войск в Германии и войсках Дальневосточного округа, дислоцированных в гарнизонах Приморского края. По увольнению в запас бросил «последний якорь» на Днепровской улице Владивостока, а через год по инвалидности ушёл подчистую в отставку и, как видите, в борьбе за выживание нахожусь на передовых рубежах трудового фронта».
Бодро и чётко с Верой в правильность избранного решения, следуя армейской субординации, он по-офицерски отрапортовал мне. В ответ на протянутую мной для приветствия руку энергично подал свою ладонь, покрытую сухими мозолями и, крепко пожав, с открытой мужской улыбкой, будучи знаком от тех же соседей с моим послужным списком, продолжил: «Здравия желаю, товарищ капитан первого ранга! Я прибыл в Ваше распоряжение для выполнения комплекса сельхозработ на этом людьми и богом забытом участке, но обещающим через год стать цветущим клочком таёжной земли», – при этом так сжал мне руку, что долгое время пальцы на ней оставались слипшимися.
Так, на лоне одичавшего земельного участка при первой встрече и знакомстве, в лице этого ранее служивого человека я видел избыток Силы Воли и Веру в выполнение намеченных для самого себя планов, как казалось мне, на первых порах, невыполнимых работ. Но, коротко пообщавшись с Алексеем Максимовичем, поверил, что всё задуманное ему по плечу. А за время его работ по текущему ремонту дачного домика, корчеванию кустарника и подъёму залежалой земли товарищеское общение между нами переросло в дружбу.
Знакомясь со мной, Алексей Максимович дал знать мне, что в сочувствии и помощи себе, как инвалиду, а тем более в жалости он не нуждается и в настоящее время, как и все окружающие его люди, чувствует себя полноценным человеком. В первый дачный сезон, общаясь с Алексеем Максимовичем и наблюдая его спартанский режим жизни, быта, труда и отдыха, в моей голове навязчиво звучали слова: «Я знаю – город будет, я знаю – саду цвесть, когда в стране Советской такие люди есть!..». Не ошибался В.В. Маяковский, что такие люди в России не перевелись: они были и есть… Нашей молодёжи, не знающей «…жизнь делать с кого…», советую делать её с Алексея Максимовича Бутова.
Спустя три года, глядя на результаты его тяжелейшего и целеустремленного труда и беседуя с ним прямо на участке, я без преувеличения и лести сказал ему: «Алексей Максимович, твоя жизнь – это Подвиг. В моем лице – ты есть Герой Труда и люди о тебе знать должны. Тебе надо согласиться со мной, что ты в России второй Алексей Маресьев, только Маресьев – Герой неба, а ты – Герой земли-матушки!». «Не в полной мере я согласен с тобой, Владимир Наумович, – ответил Бутов. – У Маресьева не было только стоп, но государству в то тяжёлое время нужен был герой Маресьев для воспитания патриотизма у защитников Отечества – и он им стал. А в моем положении если и есть в моих действиях элементы какого-то трудового героизма, то рождаются они вынужденно. Лишние люди для государства героями никогда не становятся…»
А всё же я утверждаю – Алексей Максимович человек особый не только среди пожилых людей и являет собой пример, достойный подражания.
В нынешний октябрь, загружая собранный им урожай в машину, помогая доставить его в город, я сказал: «Алексей Максимович, твоим успехам может каждый позавидовать. Давай всё же поделишься через газету с дачниками своим опытом?» Не сразу он дал утвердительный ответ, поразмыслив, ответил: «Если в этом есть полезность, напиши». Только после его согласия я взялся за перо, что бы рассказать читателям газеты, какие люди живут рядом с нами и что и в нашей жизни есть место подвигу.
В чём же трудовой подвиг майора Алексея Максимовича Бутова?..
Весь комплекс работ по возделыванию участка и содержанию дачного хозяйства им выполняется только с помощью рук. По перекидному дощатому мосточку из семи 45-сантиметровых дощечек (подобно танковому треку) он передвигается от зари и до зари по бороздам грядок на руках. До предела напрягая тело и свою изобретательность, он энергично работает весь сезон: весной надо вспахать и засеять участок, а после удобрять, возделывать, поливать посаженные овощи, ягодные кустарники, цветы. Среди повседневных садово-огородных забот построил добротный туалет, поставил забор, ножовкой располосовал огромные листы плоского шифера и облагородил грядки, оставив борозды на ширину «своих ног» – дощатого трека. Для картошки, морковки и свеклы через улицу от домика «отвоевал» на таком же брошенном участке седьмую сотку залежалой земли и на ней так же вырастил добротный урожай. Чего это стоит для неунывающего, страстно любящего жизнь, людей и коллектив оптимиста, трезвенника и трудоголика, которому ничто человеческое не чуждо, могут сказать «одуванчики»-пенсионеры с не меньшим трудом добывающие хлеб свой насущный.
И трудится этот парень не от одной любви к природе… Социальному положению его семьи завидовать трудно, хотя завистники не перевелись. Семейный бюджет Бутовых чуть больше 30 тысяч рублей позволяет едва связать концы с концами: у работающей дочери оклад 7 тысяч рублей, подрабатывающая на собственные лекарства и нуждающаяся в постоянной медицинской помощи супруга-пенсионерка Раиса Степановна вместе с пенсией имеет доход 11 тысяч рублей и около 13 тысяч рублей – вклад «опоры семейного благосостояния» главы семейства Алексея Максимовича. А на иждивении – 3 внука-студента…
Как-то, беседуя со мной о семейном бюджете, он заметил: «Владимир Наумович, такие люди как я в плен не сдаются…» Время подтвердило праведность его слов.
Перед трудностями он не пасует. Живёт майор Бутов забытым Советами ветеранов всех уровней отшельником на дачном участке, добывая для семьи «хлеб насущный» невероятными усилиями и чувствует себя гордым, свободным и полноценным гражданином, не докучает чиновникам органам опеки, живущим по принципу «с глаз долой, с души вон!» В дачном посёлке «Эдельвейс» его знают все и многие обращаются к нему со словами: «Дядя Лёша, посоветуй! Дядя Леша, помоги!» Для Алексея Максимовича оказывать помощь людям – приоритет в жизни.
Задумываясь над вопросом: откуда же у Алексея Максимовича взялись такие замечательные человеческие качества, прихожу к выводу, что дитя войны – это особый человеческий продукт своего времени. Человек труда и ратной работы был воспитан всей жизнью нашего поколения и Советской Армией.
Родился Алексей Максимович 16 ноября 1941 года в шахтёрском городке на Украине в семье железнодорожника из 9 душ. Тяготы и невзгоды военной поры его не обошли. До призыва в армию работал сельским электриком, автослесарем, 3 года служил в Германии. Как преуспевающий в службе и спорте солдат командованием объединения командирован на учебу. Оканчивает военное саперное училище в Калининграде. Лейтенантом возвращается в свою часть. Женится. Через 9 лет службы в Германии его переводят на Дальний Восток. Вместе с молодой семьей старший лейтенант Бутов прибыл в Приморье. На службе постоянно отличался не только успехами в боевой и политической подготовке, но и являлся постоянным призёром Округа по лёгкой атлетике. Проводимые реформы в армии не пощадили преуспевающего офицера и в 1989 г. он увольняется в запас. По предложению командования бывший командир отличной понтонной роты оформляется старшим военпредом на Минский автозавод. Не прошло и двух лет после службы – заболел. Болезнь закончилась ампутацией ноги. Но и с одной ногой Алексей Максимович продолжает работать. Через 9 лет болезнь обострилась, пришлось ампутировать вторую ногу. И это горе не выбило инвалида 1-ой группы из жизненной колеи.
Критически оценив свои возможности, он продумал своё место в жизни так, чтобы до конца дней своих чувствовать себя полноценным человеком и не дать возможность обстоятельствам добровольно отдать себя в плен. Вспоминая слова Алексея Максимовича, скажу, что люди моего поколения, такие дети войны в плен не сдают. С ними я смело пошел бы в разведку.
Добавить комментарий