Top.Mail.Ru

К 40-летию вьетнамо-китайской войны: Большой скачок на месте

17 февраля 1979 года части Народно-освободительной армии КНР (НОАК) после артподготовки перешли границу Социалистической Республикой Вьетнам.
Этот конфликт называют по-разному. В КНР в ходу причудливое определение «предупредительная оборонительная война» (сам Сунь Цзы не придумал бы лучше!), во Вьетнаме конфликт именуют «отражением агрессии», англоязычные историки используют понятие «Маоистская война» (Maoist War) или «Третья война в Индокитае» (Third Indochina War). Наконец, по аналогии с Первой империалистической, её порой именуют Первой социалистической — действительно, это был первый военный конфликт между, по крайней мере формально, социалистическими странами (автор отчетливо помнит искреннее изумление штатных лекторов-пропагандистов того периода). Как бы то ни было, масштабных боевых действий удалось избежать, во многом благодаря нашей стране.

Проектировщик катастрофы
После Мао Дзедуна (ум. в 1976 г.) фактическим руководителем КНР стал горячо любимый в нашей стране и левыми, и правыми архитектор реформ и автор социализма с китайской спецификой Дэн Сяопин (ум. в 1997 г.). Кстати, авторство словосочетания «новое мышление» тоже принадлежит ему, а отнюдь не первому и последнему президенту СССР.
Обстановка сложилась так, что в начале 1979 г. отношения между Китаем и Вьетнамом стали весьма напряжёнными. Ибо 3 ноября 1978 г. был подписан советско-вьетнамский договор о дружбе и сотрудничестве, включающий положения о «совместной обороне» и «совместных действиях по обеспечению безопасности обеих стран». В ответ Пекин отозвал из Ханоя своего посла, прервал железнодорожное сообщение между странами и остановил предоставление экономической помощи.
Китайцы надеялись контролировать юго-восточного соседа через соседнюю Кампучию (ныне Камбоджа), где в то время действовал режим «красных кхмеров» во главе с Пол Пóтом. Но этот диктатор надежд Пекина не оправдал, скорее, навредил имиджу патрона: устроил геноцид собственного населения, не щадя в том числе и этнических вьетнамцев. В декабре 1978 года вьетнамцам это безобразие надоело, и они вмешались в кампучийскую гражданскую войну на стороне повстанцев. 7 января 1979 г. Пол Пота свергли, и это вызвало сильное бурление в Пекине: в ходе визита в США Дэн Сяопин прямо в Вашингтоне заявил, что «нужно преподать урок Вьетнаму». К февралю на границу с Вьетнамом стянули 29 дивизий. 16 февраля Ханою предъявили традиционное обвинение в «угрозе китайской территории», а на рассвете 17 февраля Народно-освободительная армия Китая вторглась в северные провинции Вьетнама.

Маленькая, непобедоносная
Задача НОАК была триедина: подорвать обороноспособность врага, перемолов кадровые части и уничтожив вооружение и технику, причинить экономический ущерб и захватить города Лаокай,Каобанг и Лангшон. В Пекине прекрасно понимали, что бросают вызов СССР, но решили рискнуть: авантюризм и шапкозакидательство эпохи Мао из голов верхушки КПК ещё не выветрились, а опытные военные кадры, способные предостеречь политиков, в основном, сгинули в эпоху «культурной революции».
Границу перешли около 250 тыс. китайских солдат при поддержке 200 танков. На первом этапе конфликта этой армаде противостояли, в основном, пограничники, ополченцы, а также… сельскохозяйственная дивизия Вьетнамской народной армии (ВНА). Так же, как и бойцы советских военно-строительных отрядов («стройбата»), вьетнамские агровоины в массе своей держали в руках АК-47 только на присяге, а их главным оружием были тяпки и мотыги. Посему основной удар пришелся на ополченцев и пограничников. С другой стороны, нет худа без добра: командованию ВНА удалось сохранить кадровые части, а удар китайского бронированного кулака пришелся в слабо прикрытую пустоту.
Во Вьетнам срочно прилетел главный военный советник в Лаосе генерал Альфред Гапоненко. СССР развернул полномасштабную подготовку к возможным военным действиям, приведя в повышенную готовность войска шести округов, две воздушно-десантных дивизии передислоцировали на границу с Монголией.

Проекция силы
19 февраля 1979 года в Ханой прибыл генерал армии, танкист Второй мировой Геннадий Обатуров, назначенный главным военным советником во Вьетнаме. Геннадий Иванович, кстати, хоть и родился в Вятской губернии, но и с нашим городом связан: в 1930—33 гг. он учился в Горьковском кооперативном техникуме. Вместе с другими советскими специалистами Обатуров изучил ситуацию и посоветовал вьетнамскому командованию срочно перебросить мотострелковый корпус из Кампучии на Лангшонское направление.
Далее свой вклад в победу Вьетнама внесли другие советские специалисты. Летчики транспортной эскадрильи на Ан-12 осуществляли переброску военнослужащих и техники ВНА из Кампучии на Лангшонское направление, связисты узла связи главного военного советника (около 200 человек) обеспечивали связью наших советников, в том числе и в районе боевых действий
Не отставали и моряки. С начала конфликта до конца марта судами было доставлено свыше400 танков (в основном, Т-64), боевых машин пехоты БМП-1 и бронетранспортеров БТР-60ПБ,400 орудий и минометов, 50 установок «Град» и другая полезная техника, включая инженерную и ремонтную. Был мобилизован Тихоокеанский флот: в конце февраля в Южно-Китайском море находилось 13 кораблей, а в марте уже 30 вымпелов — ракетные крейсеры и эсминцы, противолодочные и сторожевые корабли. Демонстративно патрулировавшие Тонкинский залив в надводном положении дизель-электрические подлодки ТОФ блокировали доступ в эту акваторию военным кораблям других государств. В итоге американская ударная группировка во главе с авианосцем USS Constellation, видимо, чтобы не раздражать тихоокеанцев, 6 марта вообще ушла от берегов Вьетнама: вписываться за наследников великого кормчего янки не собирались, как и усложнять отношения с Советским Союзом.

Война без выстрелов
События на дипломатическом фронте тем временем всё больше напоминали бурлеск, а не драму. Вьетнам, как полагается, заявил протест в ООН, однако отношений с Китаем не прервал. А СССР обвинил США в «потворствовании агрессии Пекина» и был поддержан… как ни странно, Тайванем, ни до, ни после на нашей стороне не игравшим. Видимо, желание досадить континентальным «красным» собратьям оказалось сильнее неприязни к нашей стране.
17 февраля 1979 г. на московской улице Дружбы у здания посольства КНР собрались негодующие советские граждане, в основном, очевидно, футбольные болельщики, ибо над толпой стоял вполне стадионный свист. Затем во двор посольства полетели флаконы с чернилами, а также пузырьки с зелёнкой и йодом, оставляя разводы на стенах дома и асфальте двора — фасад 7-этажного здания посольства расположен достаточно близко к ограде. Некоторые современные авторы пишут о «бутылках с краской», но это нет так, автор в тот самый день в том самом месте видел применение только аптечного и канцелярского «оружия» (у меня самого были чёрные чернила).

Интересные воспоминания по теме оставил генерал-лейтенант Альфред Гапоненко.
«Выдворили из Москвы китайское посольство и отправили его персонал не самолетом, а по железной дороге, — рассказал советник. — Фактически после Уральского хребта до самой границы с Китаем и Монголией они (китайские дипломаты. — Прим. Politbook) могли видеть идущие на восток (т.е. перемещаемые на открытых платформах по Транссибу. — Прим. Politbook) колонны танков. Естественно, такие приготовления не остались без внимания, и китайские войска вынуждены были уйти из Вьетнама и вернуться на исходные позиции».

В довершение пекинских огорчений 2 марта Советский Союз опубликовал заявление, суть которого сводилась к тому, что если Китай не выведет войска из Вьетнама, ему придется воевать на два фронта. Наши танкисты, не нарушая территориальной целостности КНР имитировали атаку на китайскую границу, тормозя буквально в сантиметрах от контрольно-следовой полосы. В Монголииразвернулись учения ВДВ, и мимо пограничных столбов покатили боевые машины десанта, поводя стволами в сторону сопредельного государства.
В Центральном комитете Китайской коммунистической партии к тому раскладу оказались не готовы. Дэн Сяопин, если использовать современный жаргон, «слил ситуацию». Поэтому Пекин официально заявил о прекращении наступления и об уходе китайской армии с захваченных территорий. Разумеется, не преминув подчеркнуть, что «все цели войсковой операции достигнуты». Увы, пересечь границу в обратном направлении смогло не более половины китайских танков, пушек и минометов, остальное составили боевые и небоевые потери. Кроме того зенитчики ВНА «ссадили с небес» несколько китайских боевых самолетов — после американских летчиков китайцы оказались для ПВО Вьетнама лёгкой добычей. Однако полностью части НОАК покинули территорию СРВ лишь к концу марта.
Таким образом, китайско-вьетнамский конфликт продолжался около 30 дней и завершился, по мнению большинства военных историков, кроме китайских и сочувствующих им пакистанских, победой Вьетнама. По современным подсчетам, человеческие потери каждой из сторон составили около 20 тысяч убитых и раненых. Правда, со стороны КНР это были военнослужащие, а во Вьетнаме значительно пострадало гражданское население. Северным провинциям СРВ был нанесён значительный экономический ущерб: разрушено более 45 тыс. жилых домов, около 1000 школ, более 400 больниц, 55 промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
В итоге обе страны пришли к выводу о необходимости серьезной перестройки военной доктрины и перевооружении армии. Китай засунул поглубже в архивы наработки теоретиков «народной войны по Мао», а Вьетнам начал усваивать опыт недавних противников — французов и американцев. Пограничные столкновения Китая со Вьетнамом, впрочем, как и с нашей страной, продолжались до 1980-х. Пока на границах с КНР затишье. Надолго ли, покажет только время.
Валерий Норский

Читайте ДВ-РОСС в Telegram

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Powered by WordPress | Designed by: SEO Consultant | Thanks to los angeles seo, seo jobs and denver colorado Test

На данном сайте распространяется информация сетевого издания ДВ-РОСС. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 71200, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 27.09.2017. Врио главного редактора: Латыпов Д.Р. Учредитель: Латыпов Д.Р. Телефон +7 (908) 448-79-49, электронная почта primtrud@list.ru

При полном или частичном цитировании информации указание названия издания как источника и активной гиперссылки на сайт Интернет-издания ДВ-РОСС обязательно.


Яндекс.Метрика