«Независимая газета»: скандал вокруг «Мортранса» может быть связан с выборами мэра Владивостока
Капитаны ООО «Мортранс» отказались с 20 мая выводить в море паромы и катера якобы из-за плохих условий для безопасной посадки и высадки пассажиров. В компании утверждают, что пирсы и причалы разрушаются и опасны, на что руководство «Мортранса» не раз обращало внимание мэрии Владивостока, но реакции не последовало.
В мэрии заявление коммерсантов посчитали голословным, сообщив, что при заключении договора о перевозке пассажиров на 2013 год претензий у компании к пирсам не было. Горадминистрация ежегодно субсидировала «Мортранс», в 2013 году на эти цели было заложено в бюджет 156 млн руб. Чиновники утверждают, что контрактом предусмотрена ответственность компании за безопасное и качественное обслуживание пассажиров. Мэр Владивостока Игорь Пушкарев полагает, что перевозчик лукавит, стараясь получить больше денег.
В ответ на забастовку администрация Владивостока разорвала контракт с перевозчиком и нашла ему замену. Разрыв договора означает, что более 300 сотрудников «Мортранса» с 10 июня останутся без работы. Сейчас пресс-служба «Мортранса» приводит уже иные аргументы для объяснения забастовки: компания якобы исправно выполняла обязательства, из своего кармана застраховала пассажиров на 4,5 млн руб., отреставрировала здание нового вокзала морских прибрежных сообщений, но платит 12 млн руб. за его аренду. При этом городская энергетическая комиссия увеличила предприятию число миль, которые необходимо пройти судам в 2013 году, уменьшив при этом сумму дотации. Как утверждают представители «Мортранса», организация оказалась в патовой ситуации.
Нынешний «паромный» скандал – это не первое противостояние между мэрией и компанией, но до такого громкого противостояния еще не доходило. Отношения у «Мортранса» и Игоря Пушкарева не сложились с момента его прихода к власти в 2008 году. Приморские блогеры выдвинули собственную версию причины мезальянса. По их версии, в 2008 году все пассажирские суда «Мортранс» продал торговому дому (ТД) «Мортранс» за 9,7 млн руб. И теперь берет их у торгового дома в аренду, перечисляя ежегодно 33,6 млн руб. Гендиректором ТД является Евгения Забелина, племянница экс-мэра Владивостока Владимира Николаева (осужден в декабре 2007 года на 4,5 года за превышение должностных полномочий и злоупотребление ими).
Некоторые эксперты не исключают, что причину конфликта, заложниками которого стали жители островов, стоит искать в выборах главы краевого центра, которые пройдут нынешней осенью. Компания, подконтрольная экс-мэру, отбывшему наказание, якобы начала расшатывать позиции нынешнего градоначальника, дестабилизируя обстановку в городе, а заодно используя момент, чтобы выторговать себе преференции.
«Подобные методы, способы давления в духе Николаева, который активно пытается вернуться в приморскую политику, рассчитывая на определенные привилегии, – предполагает политолог Виктор Бурлаков. – Но эти приемы – не сделаете то, что хочу, закручу гайки в другом месте – показывают, что Николаев, который провел большую часть срока наказания в Таиланде, не чувствует нового состояния российской политики. Его ковбойские наскоки уже недостаточно хорошо работают».
Экс-градоначальник контролировал также ряд управляющих компаний города. Так что эксперт не исключает и «коммунальные войны» под выборы. «Но к этому виду противостояния Пушкарев более подготовлен, структуры мэра активно подводили общественное мнение к настороженному отношению к управляющим компаниям. Так что «коммунальные войны» могут даже сыграть нынешнему градоначальнику на руку – будет на кого свалить собственные просчеты», – резюмирует эксперт.
Другие собеседники «Независимой газеты» не видят в скандале политической составляющей и считают, что влияние экс-мэра на Владивосток преувеличено. Позиции действующего градоначальника сильны, он единственный реальный претендент на победу в предстоящих выборах. Оценивая ситуацию, пиар-команда Пушкарева, по данным издания, за спиной шефа искусственно создает нервозную атмосферу для того, чтобы раскрутить его на большие суммы для борьбы с «конкурентами».
«Но это была бы рисковая идея, – полагает политолог Петр Ханас. – Потеря контроля над морскими перевозками – это слишком сильная угроза для имиджа мэра».
Добавить комментарий